;

ГК “СтройГрад-Монолит”: проектировщики в авангарде развития

18 июля на «круглом столе», организованном проектным сообществом Смоленщины для заинтересованных лиц и компаний – игроков рынка, мы встретились с генеральным директором группы компаний «СтройГрад – Монолит» Александром ПЕСТРИКОВЫМ, который уже много лет занимается проектированием различных, иногда очень масштабных объектов (в том числе жилых комплексов, микрорайонов, административно-бытовых, производственных и т.д.). Ранее в наших изданиях мы уже публиковали мнение этого профессионала по широкому кругу вопросов. Так что нам было о чем поговорить после мероприятия.  

Но то интервью не успело выйти в июльском номере газеты.

Еще раз мы пересеклись с Александром Владимировичем 9 августа на праздничном мероприятии в честь Дня строителя, где он коротко рассказал о своем отношении к этому празднику и дал оценку состояния отрасли в целом.

Данный материал составлен на основе этих двух бесед.

Конкуренция в проектной экспертизе – благо

 - Александр Владимирович, на круглом столе, организованном для проектировщиков, вас интересовал вопрос о прохождении экспертизы проектной документации в отношении объектов, находящихся в зонах с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). В чем суть вопроса?

- Дело в том, что в законодательстве самые потенциально проблемные моменты связаны с разночтениями, когда невозможно точно и однозначно определить зону ответственности. В этом случае речь идет о разграничении полномочий между государственной и негосударственной экспертизой. В соответствии с изменениями в Градостроительном кодексе в августе прошлого года негосударственная экспертиза существенно утратила свои позиции.

Объекты, спроектированные ГК «СтройГрад – Монолит», хорошо известны смолянам. И это, естественно, далеко не все

Объекты, спроектированные ГК «СтройГрад – Монолит», хорошо известны смолянам. И это, естественно, далеко не все

Ведь зоны с особыми условиями использования территорий занимают большие части городов. И там все отдавалось на откуп исключительно государственной экспертизе. Хотя в силу широты трактовок по целому ряду объектов возникали те самые разночтения, всем усложнявшие работу. В июле этого года принят новый уточняющий закон, который формулирует исчерпывающий и подробный перечень объектов, подлежащих исключительно государственной экспертизе. Таким образом, негосударственная экспертиза во многом возвращает утраченные позиции.

- А вам как проектировщику что это дает?

- Чем шире выбор экспертных организаций – тем лучше. Они конкурируют по срокам, цене, качеству. Не секрет ведь, что чиновники привыкли излишне перестраховываться, и если в проекте государственные эксперты видят хоть что-то даже отдаленно спорное, то они склонны, на всякий случай, это отклонять, хотя на самом деле никаких даже потенциальных рисков по факту нет.            

Так что будем разбираться с новыми изменениями в градостроительном законодательстве и работать по ним. Нам не привыкать.

- Если говорить в принципе о ЗОУИТ, то, что по этому поводу думаете применительно к Смоленску?

- Почти весь Смоленск относится к зонам (их несколько видов) с особыми условиями использования территорий и это при том, что само определение таких зон размыто и устанавливается различными правовыми актами. Потому здесь все и было отдано на откуп госэкспертизе.

На мой взгляд, во многих случаях отнесение к ЗОУИТ излишне и противоречит техническим моментам, да просто здравому смыслу. Я работаю во многих городах и могу сравнивать. Там к этому вопросу относятся гибче и более взвешенно. Да в Смоленске много исторических зданий и объектов, есть, конечно, различные сети и коммуникации, встречаются стратегические и потенциально опасные объекты. Но, вместе с тем, нельзя же вот так, на всякий случай, перекрывать буквально все ЗОУИТ. А для этого работать нужно, разбираться, актуализировать постоянно генпланы…

Что касается Смоленска, то наша группа компаний давно и успешно проектирует здесь много объектов, потому данный вопрос для нас очень важен.

- Что сейчас проектируется и строится в городе-герое по вашим проектам?

- Порядка 20 объектов по всему городу, в т.ч. на ул. Рыленкова, по пр. Строителей, на Краснинском ш., в п. Миловидово и т.д.

Читайте также: Архитектурно-инженерная мысль, или Как зарождаются индустриальные парки

 Экология и безопасность – в приоритете

 - Александр Владимирович, ваша группа компаний работает в действительно широком спектре проектных работ различного масштаба. В прошлых наших публикациях вы затрагивали стратегические вопросы отрасли, обозначали острые проблемы и предлагали пути их решения. Вот и сейчас хотелось бы услышать от вас что-то такое: актуальное, стратегичное, перспективное…

- Пожалуй, стоит отметить, что сейчас перед проектировщиками, строителями, сферой ЖКХ все более настойчиво и системно встают вопросы экологии и безопасности. Они волнуют наших граждан, озвучиваются властью. Наконец, мы сами понимаем, что современная цивилизация, и в особенности Россия, не так давно ставшая обществом потребления, просто обязаны форсировать именно сферы экологии и безопасности жизни. Надо всерьез думать о том, что за землю мы оставим своим детям и внукам. И конкретно для меня это не какие-то пафосные слова, но целенаправленная работа.      

 - Что именно вы делаете на своем участке работы?

- Например, наша группа компаний на данный момент в крупных городах продвигает практику строительства внутридомовых мусорных камер без мусоропровода, но с раздельным сбором отходов. Также очень перспективны специализированные мусорные павильоны на несколько домов с аналогичной сортировкой отходов.  

- Что это дает и как работает?

СтройГрад-Монолит – о проектной экспертизе, экологии и безопасности в строительстве и их экономической эффективности

Объект, спроектированный ГК «СтройГрад – Монолит»

- Это более эффективный и менее опасный сбор отходов. Надо отказываться от открытых мусорных контейнеров, которые разносят грязь и вонь по округе, портят внешний вид. Уже давно есть технологии создания встроенных мусорных камер с установленными контейнерами для раздельного сбора мусора (пластик, стекло, бумага, бытовые), например, при каждом подъезде.

У жителей подъездов имеются электронный ключ. Данным ключом они открывают мусорные камеры, выкидывают отходы, причём, уже многие готовы практиковать их раздельный сбор, что способствует развитию вторичной переработки. Сама камера изолирована, оборудована вентиляцией, выходящей на крышу, водопроводом с канализацией для уборки и дезинфекции, дверями с доводчиками. Затем приезжает машина регионального оператора и все цивилизованно вывозит, что-то тут же отправляя на переработку.

Но это речь, преимущественно, о новостройках. В той же Москве уже вовсю практикуют такой подход.

Читайте также: Архитектурная среда: Мирик Абалян с любовью к родному городу

Если говорить о существующей застройке, то, как уже отмечалось, вместо уродующих мусорных контейнерных площадок надо ставить мусорные павильоны: полностью закрытые, с раздельным сбором отходов, с прочными антивандальными армированными окнами и дверьми. Это позволит более эффективно и с пользой использовать придомовые территории. Ведь сейчас нельзя ничего строить и располагать придомовое благоустройство ближе 20 метров от контейнерной площадки. А закрытые павильоны сокращают это расстояние уже до 8 метров. К тому же бомжи туда не попадут и ничего не перекопают, а ветер потом не будет это разносить по округе.

- Как в Смоленске с такими новациями?

- Пока туго. Смоленск замечательный город, но здесь, как правило, даже самые актуальные и полезные новшества приживаются с трудом. К тому же устройство встроенных камер потребует на начальном этапе от застройщика дополнительных затрат. С другой стороны, уверен, для потенциальных покупателей это будет дополнительным привлекающим фактором, атрибутом цивилизованности и современности. Удобно опять же, когда камера прямо у входа в подъезд и не надо никуда идти по морозу или под дождем.        

Одним словом, я уверен, что такие решения станут обычными и в Смоленске.

- Интересно. На этом ведь вопросы экологии и безопасности не исчерпываются?

- Нет, конечно.

При изучении опыта передовых стран, мы сталкиваемся с интересными и очень актуальными, экономически обоснованными решениями. Я говорю о станциях снеготаяния, функционирующих от тепла сточных вод, которыми мы занимаемся в соседних регионах. Только представьте себе, сколько их выдает даже небольшой город. А там даже в самые лютые морозы  температура стоков не падает ниже 15-17 градусов. Вот и есть технология специальных снеготаялок, которые используют это, по сути дармовое пропадающее тепло для таяния снега, свозимого из города.

Экономическая эффективность здесь в том, что снег не надо везти на специальные полигоны за десятки километров, а эти полигоны оборудовать очистными сооружениями. Здесь он от тепла стоков тает и затем вместе с ними идет на очистные сооружения. В той же Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде это уже практикуется. Окупаемость за год. Вот так, казалось бы на пустом месте, посредством простого технического решения возможна существенная экономическая оптимизация. Ведь тот же самый парк машин за счет уменьшения расстояний вывоза снега в разы повышает эффективность уборки города, что уже тянет за собой всю его жизнедеятельность.

ГК «СтройГрад – Монолит»

Объект, спроектированный ГК «СтройГрад – Монолит»

Теперь что касается безопасности.

В последние годы наша группа компаний плотно занимается проектами по замене лифтов. Здесь иногда приходится сталкиваться с достаточно опасными вещами. Часто бывает, что лифтом многие годы никто вообще не занимается. Протекла, к примеру, над лифтовой крыша, да и ладно. А тем временем там все ржавеет и портится. При определенных неблагоприятных условиях кабина может упасть с большой высоты. Такие случаи, к сожалению, встречаются все чаще.  

- И здесь от вас уже ожидаешь некоего потенциального системного решения.  

- Решение очевидно и на поверхности. С учетом высокой потенциальной опасности лифтового хозяйства оно все должно быть централизовано и обслуживаться единым оператором, наподобие отходов. Практика показывает, что управляющие компании, даже при имеющемся ужесточении контроля за ними, с проблемой не справляются. Это ведь достаточно дорогое хозяйство. Вот они и экономят на обслуживании, стараются делать его по минимуму, а люди тем временем подвергаются серьезному риску.   

Читайте также: Архитектурно-инженерная мысль: общее и частное в градостроительстве

Строителям - определенности и работы!

 - Как всегда, интересный полезный разговор, Александр Владимирович. Спасибо.

Интервью выйдет уже после Дня строителя. Поэтому уже без поздравлений, но все же хочется спросить вас о совсем уж глобальном. Что для вас ваша работа? Как оцениваете состояние отрасли в целом?

- Работа – это любимое дело. Главное, конечно, для человека семья, родные и близкие. А работа идет сразу следом и значит очень много, особенно, когда ее любишь и, чего уж там, умеешь делать хорошо.

ГК «СтройГрад – Монолит»

Для нас очень трудным был 2017 год. Пришлось даже сокращать сотрудников, что всегда очень тяжело. Сейчас вроде бы ситуация стабилизировалась, но все равно ощущается неуверенность. Тут достаточно упомянуть хотя бы переход застройщиков на проектное финансирование, и сразу все знающим людям станет понятно, что перспективы так себе. Но, не смотря ни на что, надо идти вперёд и делать свое дело на своем участке, совершенствоваться во всем. Это единственный путь…

Беседовали Владислав БЛАГОВЕСТОВ и Сергей ЩЕМЕЛЕВ 

Читайте также:

Под Смоленском обрушился новый дом

Смоленский авиационный завод – о перспективах малой авиации и будущем аэродрома «Северный»

Поделиться

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий